Многие родители и взрослые начинающие попадают в одну и ту же ловушку: открывают страницу с цифровыми пианино и видят гордые надписи — «600 тембров», «300 ритмов», «автоаккомпанемент», «стили рока, джаза, латин, диско»… Мозг автоматически решает: «Ну, чем больше, тем лучше. Особенно для ребёнка — чтобы не наскучило».
А потом проходит год, пианино так и остаётся дорогой музыкальной игрушкой, а не инструментом для реального обучения.
Разберёмся честно и подробно: нужны ли дополнительные звуки и ритмы начинающему пианисту, в чём их плюсы и минусы, и как ими пользоваться так, чтобы они помогали, а не мешали.
- Что такое дополнительные звуки и ритмы в цифровом пианино
- Тембры (звуки)
- Ритмы и автоаккомпанемент
- Какие задачи на самом деле стоят перед начинающим
- Плюсы дополнительных звуков для новичка
- Интерес и мотивация
- Расширение музыкального слуха и кругозора
- Простое творчество и «свои маленькие аранжировки»
- Плюсы встроенных ритмов и автоаккомпанемента
- Чувство пульса и умение «держаться» в музыке
- Мотивация для подростков и взрослых
- Минусы: когда тембры и ритмы мешают
- «Игра в кнопочки» вместо занятий
- Подмена труда развлечением
- Маскировка ошибок
- Нужны ли вообще дополнительные звуки начинающему?
- Нужны ли ритмы начинающему?
- Как грамотно встроить дополнительные звуки и ритмы в занятия
- Что важнее при выборе инструмента, чем количество звуков и ритмов
- Выводы
Что такое дополнительные звуки и ритмы в цифровом пианино
Цифровое пианино изначально создавалось как инструмент, максимально приближенный к акустическому, но со всеми удобствами электроники. Поэтому у него есть базовый «главный» звук — фортепиано. Но производители добавляют и всё остальное.
Тембры (звуки)
Тембр — это «окраска» звучания, фактически — другой инструмент. В цифровом пианино под тембрами обычно скрывается целый список:
- разные варианты фортепиано (яркое, мягкое, джазовое, рок-пиано)
- электрические пианино (Rhodes, FM-«колокольчики» и т.п.)
- органы
- струнные (скрипки, ансамбли)
- гитары
- духовые
- синтезаторные пэды, эффекты и прочие “фантазии”
Если в характеристиках написано «500 тембров», это значит, что у вас есть сотни вариантов самых разных звуков, но далеко не все они пригодятся именно для обучения игре на пианино.
Ритмы и автоаккомпанемент
Здесь важно отличать простой метроном от автоаккомпанемента.
- Метроном — это просто «тик-так» с заданным темпом. Его задача — помогать держать ровный ритм.
- Ритмы/стили/автоаккомпанемент — это целые готовые «минусовки»: ударные, бас, аккорды, иногда даже вступления и заключения. Вы задаёте аккорды левой рукой, а инструмент подстраивает под них гармонию и ритм.
Такие функции больше роднят инструмент с аранжировочной клавишей, чем с классическим пианино.
Какие задачи на самом деле стоят перед начинающим
Чтобы понять, нужны ли «прибамбасы», важно честно ответить: а что вообще должен освоить новичок, чтобы научиться играть?
Основные задачи:
- правильная посадка, положение рук и корпуса
- координация правой и левой руки
- развитие чувства ритма и умения считать доли
- освоение нотной грамоты, чтение с листа постепенно
- базовая техника: гаммы, простые упражнения, арпеджио
- первые навыки музыкальности: фразировка, динамика, артикуляция
И всё это проще, честнее и эффективнее осваивать на одном, достаточно нейтральном пианинном тембре — без лишних эффектов, ревербераций и «оркестров» в фоне. На чистом звуке:
- легче слышно ошибки по ритму и нотам
- хорошо заметны огрехи в динамике (всё ли «на одной громкости»)
- проще сосредоточиться на руках, а не на том, как классно звучит «рок-орган»
Это не значит, что дополнительные звуки вредны. Но они точно не относятся к разряду жизненно необходимых для старта.
Плюсы дополнительных звуков для новичка
Тем не менее, сразу отмахиваться от тембров и ритмов нельзя. При разумном подходе они действительно могут помочь.
Интерес и мотивация
Особенно это касается детей и подростков:
- ребёнку бывает тяжело 20–30 минут подряд играть только гаммы и простенькие пьесы на одном звуке
- возможность «переодеть» музыку в звук скрипок, гитары, колокольчиков делает процесс менее скучным
- некоторые дети с радостью играют один и тот же материал, если меняется тембр — для родителей это дополнительный шанс закрепить пройденное
Для взрослого самоучки это тоже может быть «наградой» после основной части занятия: сначала 20 минут честной работы, потом 5–10 минут игры с любимыми тембрами.
Расширение музыкального слуха и кругозора
Дополнительные тембры:
- дают возможность услышать, как одно и то же произведение звучит на разных инструментах
- помогают лучше понимать оркестровки, если вы любите саундтреки и кино-музыку
- стимулируют интерес к другим стилям: джаз, блюз, поп, электроника
Это не ядро обучения, но неплохое дополнение, особенно если вы или ребёнок любите экспериментировать.
Простое творчество и «свои маленькие аранжировки»
Даже новичок, освоивший несколько аккордов и одну-две простые мелодии, может:
- сделать простую аранжировку — фортепиано + струнные
- записать небольшой «саундтрек» с красивым пэдом под мелодию
- попробовать себя в роли «композитора», придумывая мини-пьесы под разные тембры
Это развивает фантазию и умение слышать музыку не только как «игру по нотам», но и как создание атмосферы.
Плюсы встроенных ритмов и автоаккомпанемента
Ритмы и стили тоже не однозначное зло.
Чувство пульса и умение «держаться» в музыке
Игра под ритм:
- учит не останавливаться при ошибке (ритм-то идёт дальше!)
- тренирует внутренний пульс
- создаёт ситуацию, максимально похожую на игру в ансамбле или группе
Для тех, кто мечтает играть не только классику, но и популярные песни, эстраду, джаз, навыки игры под аккомпанемент действительно полезны.
Мотивация для подростков и взрослых
Кто-то честно признаётся: «Мне скучно просто долбить гаммы, я хочу почувствовать, что играю как будто с группой». Для таких людей:
- ритмы и стили могут стать той самой «изюминкой», из-за которой хочется сесть за инструмент
- часто именно благодаря этим функциям человек не бросает занятия после пары недель
Главное — чтобы «игра с оркестром» не вытесняла из жизни обычные, нужные, иногда монотонные упражнения.
Минусы: когда тембры и ритмы мешают
Теперь о второй стороне медали.
«Игра в кнопочки» вместо занятий
Очень частый сценарий:
- ребёнок или взрослый садится за пианино
- 90% времени уходит на перелистывание тембров, переключение стилей, прослушивание демо-песен
- реального отработанного материала — почти ноль
Инструмент превращается в дорогую музыкальную игрушку, а не в средство обучения.
Подмена труда развлечением
Если каждый раз, как становится чуть сложно, человек:
- не разбирает место медленнее
- не обращается к педагогу или обучающим материалам
- а просто переключает звук или запускает «весёлый ритм»
то формируется неправильная привычка: идея в том, что музыку можно играть без усилий — главное нажать нужную кнопку.
Маскировка ошибок
Под сильными эффектами и ритмами хуже слышно:
- промахи по нотам
- неточности по ритму
- неаккуратную педаль
Это особенно опасно на первых этапах: кажется, что «всё звучит круто», а на деле базовые навыки остаются неотработанными.
Нужны ли вообще дополнительные звуки начинающему?
Короткий ответ: да, но в умеренном количестве — и с понятными правилами использования.
Достаточный набор для старта:
- 2–3 варианта фортепиано (яркое, мягкое, нейтральное)
- 1–2 электрических пианино (для джаза/поп-музыки)
- парочка струнных или мягких пэдов для атмосферы и экспериментов
Остальное — не критично. Если инструмент предлагает сотни тембров — хорошо, но это точно не главный аргумент в пользу покупки. Куда важнее:
- качество основного фортепианного звука
- молоточковая клавиатура
- полифония
- наличие выхода на наушники и нормальной акустики
Нужны ли ритмы начинающему?
Если цель — академическая школа, классика, поступление в музшколу, колледж, вуз, ритмы не являются обязательными. Гораздо важнее:
- хороший метроном
- устойчивый пианинный звук
- нормальная клавиатура
Если цель — научиться аккомпанировать себе и другим, играть популярные песни и лёгкий джаз, ритмы могут быть полезными:
- помогают освоиться с аккордами
- приучают не сбиваться
- дают ощущение «живой» музыки
Тут уже многое зависит от того, насколько осознанно вы собираетесь их использовать и есть ли у вас педагог или внятная программа обучения.
Как грамотно встроить дополнительные звуки и ритмы в занятия
Есть простое правило:
сначала дело — потом игра.
Пример структуры занятия:
- 15–25 минут — основная работа:
- гаммы, упражнения
- разбор пьесы, работа над ошибками
- чтение с листа, работа с метрономом
- 5–10 минут — «игровой» блок:
- та же пьеса, но с другим тембром
- та же мелодия под аккуратный ритм
- краткая импровизация под любимый стиль
Таким образом, вы и не запрещаете себе (или ребёнку) пользоваться функциями инструмента, и не позволяете им вытеснить обучение.
Что важнее при выборе инструмента, чем количество звуков и ритмов
Если вы сейчас стоите перед выбором цифрового пианино, то при любых размышлениях о «сколько тембров» и «сколько стилей» важно помнить:
на первом месте — клавиатура, звук и базовые технические характеристики.
Условный список приоритетов:
- Молоточковая механика и 88 клавиш.
- Удобство игры, отсутствие лишних шумов и люфтов.
- Достаточная полифония, чтобы ноты не обрезались.
- Качественный основной пианинный звук.
- Наушники и акустика.
- И только потом — количество тембров, ритмов, встроенных песен и игр.
И уже исходя из этого можно думать, где, по какой цене и с какими функциями разумнее всего инструмент купить: кто-то ориентируется на б/у рынок, кому-то важнее официальная гарантия и сервис в своём городе, и если вы, к примеру, смотрите, где удобнее всего купить пианино в Перми, всё равно сначала имеет смысл протестировать звук и механику, а уже потом обращать внимание на «богатство» списка стилей и тембров.
Выводы
Дополнительные звуки и ритмы в цифровом пианино — не враг и не панацея. Это инструмент, который:
- может поддержать интерес, расширить кругозор, добавить творчества
- но легко превращается в игрушку, если использовать его без системы
Для начинающего пианиста по-настоящему важно:
- качественная клавиатура
- хороший пианинный звук
- полифония, позволяющая играть с педалью без обрывов
- возможность заниматься регулярно и в комфортных условиях
Тембры и ритмы можно и нужно воспринимать как приятный бонус — не как основу, а как десерт. Тогда цифровое пианино будет и полноценным учебным инструментом, и источником вдохновения, а не очередным гаджетом, у которого через месяц «наиграются» и забудут.

